Как организовать удаленную работу сотрудников, если все время до этого ваша компания жила в офисе?
Ниже мы кратко расскажем о том, что нужно сделать, чтобы успешно перевести сотрудников на удаленку. Без долгих отступлений и лишней теории, что подтверждено практикой тех компаний, у которых все отлично работает.
Задача
Представим, что у вас — офисная компания. Для коммуникаций вы используете живое общение и электронную почту. Вы хотите перевести своих сотрудников на домашний офис. То есть хотя бы на время стать распределенной компанией. И не потерять в эффективности.
Что вам для этого нужно сделать?
Во-первых, необходимо дать приказ IT-службе установить на компьютеры сотрудников teamviewer/аналог + VPN. Далеко не все сотрудники справятся с установкой и настройкой софта — им необходимо помогать, причем делать это удаленно.
Если у сотрудников рабочие ноутбуки, то все просто. Если нет, ваши айтишники должны придумать, как они организуют это на личных устройствах людей. VPN может потребоваться для решения проблем с безопасностью.
2. Решите проблему с железом у сотрудников.
Чаще всего это значит, что нужно купить всем сотрудникам гарнитуры (наушники + микрофон) и проверить их работоспособность. Либо дать список рекомендованных моделей и оплатить их покупку. Одна из самых частых проблем — плохой звук при звонке. И она легче всего устраняется.
3. Решите проблему с интернетом.
Вторая проблемная точка связи после железа — плохой интернет и 99% таких случаев вне дома.
Решить просто. Сотрудники должны выходить в интернет со стационарной домашней линии (в том числе через домашний Wi-Fi). Для этого можно даже выпустить приказ и просто начать это контролировать. Мобильная связь не подходит. Кафе не подходит. Гостиница обычно тоже не подходит.
Обязательный софт
Успех удаленной работы критично зависит от наличия необходимого софта.
Перечислен минимум. При неиспользовании любого из них полноценная удаленная работа невозможна.
ИТ-департамент должен проследить за тем, что у сотрудников есть доступ ко всем этим инструментам.
1. Чат для всей компании
Рекомендуем Slack или Microsoft Teams.
Для небольших команд подходит Discord (он хоть и создан для геймеров, но это и удобный чат и звонилка в одном флаконе).
Telegram подходит только для очень маленьких команд.
2. Софт для видеозвонков
Под рукой у сотрудников должно быть 2–3 альтернативных варианта. Zoom, Hangouts, Skype. Можно обходиться бесплатными версиями.
Во время звонков обязательно включается видео.
Приучаемся шарить экран. Это дает 100% повышение скорости передачи информации.
Договоренности о звонках делаются через чат и заносятся в календарь.
Для важных звонков — сохраняем записи.
3. Календарь у каждого сотрудника
Все встречи сотрудники заносят в личный календарь. По возможности — заводим решение с календарем на всех (входит в Google Suite или Office 365). Календарь критично важен! Без него будут забывать о встречах, а способа дойти до нужного сотрудника и напомнить — нет.
4. Облако с документами или wiki.
Облако! Никаких папок на личных устройствах сотрудников. Google Docs/Office 365/что угодно. На созвоне мы очень часто открываем какой-то документ и работаем в нем совместно. Это один из основных и очень удобных способов при удаленной работе.
5. Почта
Единственный ее смысл — контролировать доступы и не раздавать их на личные учетки. В остальном электронная почта при удаленной работе не используется.
Остальное — опциональный софт
Наиболее полезны таск-трекеры и рисовалки типа Miro или Figma. Но это для опытных пользователей, без них в принципе можно прожить.
1. Определяете список сотрудников для перевода на удаленную работу
Часть людей может остаться трудиться в офисе. Позаботьтесь, чтобы у них был доступ к тому же набору инструментов, что и у удаленщиков. В том числе — доступ к переговоркам.
2. Оформляете все документально
Здесь нужно смотреть на специфику вашей компании и требования регуляторов (для России смотреть требования ТК РФ «Дистанционная работа»).
3. Заведите сотрудникам учетки во всех системах, заполните основную информацию
4. Проводите обучение, знакомьте с принципами
По итогам обучения желательно провести тест на знание основ.
О принципах далее. Это самое важное после инструментов. Фактически о том, как эти инструменты применять.
1. Удаленные сотрудники соблюдают часы присутствия на работе.
Они должны быть едины по компании (минимум 6 часов пересечения). Удаленка не значит, что каждый работает, когда хочет. В рабочие часы сотрудники должны быть доступны. Либо предупредить руководителя о своем особом графике.
Как же контролировать присутствие сотрудника на месте?
Никак. Контролируйте выполнение задач. Ставьте эти задачи и спрашивайте. Если вы будете контролировать присутствие, единственное, что сотрудники будут делать, — присутствовать и создавать видимость работы. И толку с этого будет ноль.
2. Чат — основной клей в компании.
Этот инструмент асинхронный — мы не требуем мгновенного ответа. Мгновенные ответы вредят продуктивности. Чат используется для решения простых вопросов, для фиксации договоренностей, для назначения встреч. В чате находятся все сотрудники компании.
3. Чат не используется для решения сложных вопросов.
Больше 50 сообщений в треде → собирайте колл.
Работа с чатом — огромная отдельная тема. Основные лайфхаки: используйте конвенции наименования каналов, треды, эмодзи. Не решайте общие вопросы в личных сообщениях — используйте публичные каналы.
4. В чате используются только реальные имена, фамилии и аватарки с фото. Указаны телефоны и email для связи. Чат играет роль публичного справочника сотрудников.
Инструкция из рабочего чата
Видеозвонок — основной способ решения всех вопросов.
Он полностью эквивалентен встрече в реале. Если кто-то считает, что вопрос должен быть решен на звонке, то другие люди не должны требовать его решения в чате.
По умолчанию звонки проводятся не сразу после возникновения проблемы, а заносятся в календарь. Если участников много — предлагаем выбрать время. Самое быстрое — голосование в чате, но можно и специальными инструментами.
Так мы выбираем время на созвон
Все договоренности фиксируются письменно после видеозвонка прямо в чате.
Так мы фиксируем договоренности после звонка
Вы ставите регулярные встречи-видеозвонки со своей командой, отдельно — с ключевыми сотрудниками лично.
В зависимости от темпа команды. Не реже раза в неделю. Иногда — каждый день. Эти встречи тоже заносятся в календарь.
Это отдельная комната с хорошим каналом в интернет. Десктоп или ноутбук оснащен наушниками или гарнитурой. Работа с телефона допускается в исключительном случае.
Удаленный сотрудник не занимается личными делами во время работы. Он объясняет своей семье, что не может отвлекаться даже на 5 минут (подготовьте методичку-объяснение о важности отсутствия отвлечений, которую сотрудник может показать своим близким). Работать и одновременно следить за детьми — практически невозможно. Сотрудники на удаленке должны решить этот момент.
Итак, мы познакомились с основными инструментами и принципами работы. Подготовили ИТ и кадровую службу. Что же осталось?
Если все сделано, то в самом старте удаленной работы нет ничего сложного.
Объявляете о дате готовности.
Все мероприятия, начиная с этой даты, заносятся в календари. Вместо обычных встреч проводятся видеоколлы.
Первое время у сотрудников будет много вопросов — заведите канал помощи в чате, организуйте FAQ-сессии по переходу на удаленку в виде видеоконференций с трансляцией на своих сотрудников.
Ну вот и все. Вы готовы к удаленной работе!
Получилось достаточно немного сжато — специально, чтобы это можно было использовать как инструкцию.